воскресенье, 18 мая 2008 г.

История Сувениров. Рекламный сувенир XIX –XXI вв

Сувенир в обычном представлении, отдельно о сферы рекламы и PR, (от французского слова souvenir - подарок на память) - памятный предмет, связанный с пребыванием в том или ином месте (стране, городе, историческом месте, на выставке) или с каким-либо памятным событием.

Индустрия рекламных сувениров зародилась в США в середине XIX века. Тогда один из коммивояжеров страховой компании снабдил свои рекламные карточки календарным блоком. Самыми характерными представителями раннего периода этого средства рекламы были календари и другие незамысловатые изделия, призванные стимулировать сбыт. К 1900 году в ассортиментный перечень рекламных сувениров входили такие вещи, как лошадиные попоны, тенты для автофургонов и деревянные щупы для измерения уровня бензина. С тех пор суть сувенирной рекламы практически не изменилась: как и сто лет назад, вещицы с нанесенным на них логотипом призваны поддерживать положительный имидж фирмы и стимулировать таким образом сбыт.

США остаются мировым лидером в области производства оригинальной представительской продукции, и сегодня им не страшна возрастающая конкуренция со стороны производителей из Германии, Китая и Гонконга.

За последние два-три года требования к этому виду рекламной продукции существенно возросли: расширился и сам спектр предлагаемых и заказываемых сувениров. При этом многие фирмы стали заказывать представительскую продукцию не только для раздачи подарков, но и для своих сотрудников. Это несомненный показатель роста корпоративной культуры в России: сегодня стало модным обеспечивать персонал фирменными канцелярскими товарами, зажигалками, пепельницами и тому подобным. С середины XIX века в использовании рекламных сувениров изменилось количество производимой сувенирной продукции – сегодня каждая уважающая себя фирма считает нужным распространить в массы ежедневники, блокноты, ручки, зажигалки и другие мелочи. Более солидные фирмы используют бизнес-сувениры и VIP-подарки. Еще в конце XX века наметилась тенденция к оригинальности, так как вряд ли можно удивить кого-то обыкновенной шариковой ручкой, с надписью, например, «Сбербанк». Рекламно-сувенирная продукция - это целое искусство с некой долей философии, считают многие специалисты этого дела. При этом сувенирный рынок - очень точный барометр состояния экономики в целом.

На сегодняшний день рынок представительской продукции достаточно насыщен. Поставщиков, в зависимости от оказываемых заказчику услуг, можно разделить на четыре вида:
• немногочисленные специализированные фирмы, осуществляющие полный цикл сувенирного обслуживания;
• предприятия-производители, которые занимаются каким-либо одним видом деятельности (например, шелкографией или тампопечатью);
• небольшие рекламные фирмы, которые, берутся за любую работу;
• отделы полиграфии и сувенирной продукции крупных РА полного цикла - такие, как производственный отдел "Sorес Меdiа", в сферу деятельности которого входят разработка и изготовление полиграфической и сувенирной продукции.

В Германии объем рынка бизнес-сувениров на сегодняшний день оценивается в 4 млрд долларов, а в США — в 20 млрд долларов. Однако в Европе и Америке наблюдается довольно серьезная стагнация этого рынка, оборот которого ежегодно сокращается на 10—15%, в то время как российский «сувенирный» рынок растет на 40% в год.

Олеся Михайлова в своей статье на сайте www.rеklаmа-mаmа.ru. «Рекламный сувенир: максимум эффекта, минимум затрат» указывает на то, что в России в конце XIX века, в период бурного развития выставочного дела, любой выставочный павильон был, как и в наши дни, буквально начинен малыми рекламными формами: каталогами, проспектами, сувенирными карандашами, дешевыми пепельницами, фарфоровыми безделушками с фирменным знаком изготовителя. В то время в ассортиментный перечень рекламных сувениров входили также лошадиные попоны, тенты для автофургонов и деревянные щупы для измерения уровня бензина. В современной России история индустрии рекламных сувениров едва вмещается в полтора десятилетия. В начале 90-х годов на фоне возрастающего спроса (новые российские коммерческие предприятия не хотели отставать от западных) в нашей стране начали открываться разного рода представительства европейских фабрик. Они принимали заказы, но только на большие партии и срок изготовления продукции составлял один-два месяца. И тогда стало ясно, что выгоднее и перспективнее завезти технологию, тем более что для этого не требовалось особых финансовых вложений».
Современной ситуации на российском рынке рекламных сувениров посвящен будущий пост.

Комментариев нет: